Принят Закон «О конфликте интересов»

Принят Закон «О конфликте интересов»

 

Служение интересам общества – это основополагающая задача государственной службы.

Граждане ожидают от должностных лиц государственных органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей.

Общественность ожидает, что правительство обеспечит условия, при которых личная заинтересованность, частные интересы, и иные связи сотрудников государственных органов и иных организаций не смогут повлиять на механизм принятия государственных решений, допустить ненадлежащее выполнение исполнение служебных обязанностей или подорвать авторитет к институтам государственной власти.

По сути, Закон «О конфликте интересов» является основой антикоррупционной политики, одним из основных инструментов для обеспечения добросовестности, прозрачности, подотчетности и эффективности государственной службы.

Нормативный акт устанавливает 5 основных принципов, которые, составляют фундаментальные принципы этического поведения.

Ключевые принципы, касающиеся конфликта интересов, заключаются в том, что государственные служащие должны действовать таким образом:

чтобы поддерживать конституционный принцип законности и приоритета законных интересов граждан, организаций, общества и государства;

чтобы поддерживать доверие общественности к государственной службе, открыто, прозрачно, объективно, нетерпимо к любым проявлениям коррупции.

Законодательный акт направлен на регулирование отношений, связанных с конфликтом интересов, который порождает риски злоупотреблений, непрозрачных решений и др. коррупционных практик.

Цель Закона заключается в установлении четких правил и механизмов управления такими рисками, повышение качества государственного управления.

Таким образом, в основу Закона заложена современная правовая политика и концепция управления конфликтами интересов, направленная на поиск баланса за счет выявления коррупционных рисков, запрещения злоупотребления, адекватного управления конфликтными ситуациями, повышения осведомленности государственных служащих, обеспечения эффективных процедур для их выявления, раскрытия, разрешения, а также распространения информации об эффективных методах управления конфликтами.

Для выполнения этой задачи Закон предусматривает положения:

о необходимости введения и выполнения норм внутреннего порядка в государственных органах, направленного на обеспечение честности и добропорядочности;

обеспечение эффективного выявления риска возникновения конфликтов интересов и разрешение возникших конфликтов;

введение соответствующих механизмов внешней и внутренней подотчетности;

внедрение соответствующих методов управления, включая ответственность, направленную на обеспечение личной ответственности государственных служащих за соблюдение законодательства о конфликте интересов.

Ключевые положения Закона связаны с определением понятий: «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «близкие родственники», а такжеи с механизмами, процедурами выявления и регулирования отношений, связанных с конфликтом интересов.

Закон четко определяет, что представляет собой конфликт интересов, и возлагает на сотрудника государственного органа добросовестно выполнять свои должностные обязанности, не допуская личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, своевременно выявлять и сообщать о случаях конфликта интересов в отношении себя и других сотрудников.

Настоящий Закон разработан с учетом положений Конвенция ООН против коррупции, рекомендаций ОЭСР и Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) Совета Европы, Всемирного Банка по разрешению конфликтов интересов на государственной службе.

В соответствии с методическими рекомендациями 5-го раунда мониторинга в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией ОЭСР определение «конфликта интересов» в Законе применимо к публичным должностным лицам, концепциям фактического (реальный) конфликта интересов, потенциального конфликта интересов.

Понятия «личной заинтересованности», «близкие родственники», перечень методов разрешения конфликтов интересов разработаны с учетом Рекомендаций Совета ОЭСР относительно Руководства по разрешению конфликтов интересов на публичной службе (2003), Модельного кодекса поведения для публичных служащих Совета Европы.

Данный подход, основанный на гармонизации национального законодательства с международными стандартами и передовым опытом, повышает качество правовых инструментов, результативность и эффективность мер, что крайне важно для эффективного противодействия коррупции и укрепления доверия к государственным институтам.